Функциональная грамотность - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.).
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
— банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление
Функциональная грамотность включает в себя следующие компоненты:
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности и участвовать в жизни общества.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанных с естествознанием.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобальные компетентности — способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
1Ск. Приказ МОНМ от 08_.10.2024 № 1561 об утверждении Дорожной карты ФГ РК 2024-03
2Ск. Приказ МОНМ_от 09.10.2024 № 1570_Об утверждении положения о системе ФГ в РК
Приказ МОНМ от 21.09.2023_1599 "Об организации работы по повышению ФГ в РК"
Отчет о реализации Плана мероприятий Республики Крым по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году
Приказ МОНМ РК 736 от 19.04.2023 г. "О проведении конкурса "Класс функциональной грамотности" общеобразовательных организаций Республики Крым в 2022-2023 учебном году"
Приказ МОНМ РК 743 от 19.04.2023 "Об утверждении Положения о системе работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым на 2023 год"
Приказ МОНМ РК "О проведении диагностических работ по естественно-научной, математической и читательской грамотности в образовательных орга1-1изациях Республики Крым"
Приказ ГБОУ ДПО РК КРИППО от 21.09.2022 №120 "Об утверждении "Плана мероприятий ГБОУ ДПО РК КРИППО ("дорожная карта") по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год"
Письмо МОНМ РК от 22.11.2022 №4825_01-15 "О предоставлении информации по выполнению Дорожной карты ФГ и сроках отчетов"
Приказ МОНМ РК №1418 от 16.09.22 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Приказ ГБОУ ДПО РК КРИППО № 118 "Об организации участия обучающихся образовательных организаций Республики Крым в общероссийской и региональной оценке качества образования по модели PISA
Приказ ГБОУ ДПО РК КРИППО №154 "Об утверждении «Плана мероприятий ГБОУ ДПО РК КРИППО («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021 - 2022 учебный год»"
Приказ МОНМ РК "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Приказ МОНМ РК от 07.04.2021г. №566 "О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.10.2017г. №2638"
Приказ МОНМ РК от 05.05.2017г. №1140 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым"
Приказ МОНМ РК от 21.01.2022г. №83 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым"
Письмо ГБОУ ДПО РК КРИППО от 23.09.2021г. №715/01-07 о повышении ФГ
Письмо МОНМ РК от 13.12.2021г. №4746/01-15 об опорных школах ФГ
Письмо МОНМ РК от 20.01.2022г. №208/01-15 о предоставлении информации
Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021г. №03-2195 о направлении материалов
Письмо Министерства Просвещения РФ от 02.02.2022г. №03-110 о направлении материалов совещания
Письмо "О реализации планов мероприятий субъектов РФ по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
План мероприятий Республики Крым ("дорожная карта") по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Приказ МОНМ РК от 15.12.2021г. №1985 "О проведении ГБОУ ДПО РК КРИППО организационно-методических мероприятий в 2022 году"
Письмо Министерства Просвещения РФ от 15.09.2021г. №АЗ-581/03 об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации
Приказ МОНМ РК от 05.10.2021г. №1564 "О создании рабочей группы по организации развития функциональной грамотности школьников"
Письмо МОНМ РК от 05.10.2021г. №3741/01-14 проведение заседания "круглого стола"
Приказ МОНМ РК от 16.02.2022г. №258 "О присвоении статуса региональной инновационной площадки объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым в сфере образования"
Приказ МОНМ РК №339 от 25.02.2022г. "О проведении конкурса "Класс функциональной грамотности" для общеобразовательных организаций Республики Крым в 2021/2022 учебном году
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
В ЯЛТЕ ОТКРЫТА НОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
Согласно приказу Министерства образования науки и молодежи РК от 16.02.2022 №258 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым в сфере образования" с февраля 2022 года за
МБОУ «Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Ялта РК по теме «Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым» (директор - Валентина Кабанова закреплен статус региональной инновационной площадки (РИП).
Научный руководитель: Рогатенюк Э.В заведующий кафедрой естественноматематического образования и финансовой грамотности,
кандидат экономических наук, доцент ГБОУ ДПО РК "КРИППО"
Руководитель проекта: Рудяков А.Н., ректор ГБОУ ДПО РК "КРИППО"
В прокте принимают участие 25 образовательных учреждений Республики Крым.